Оператора нет, валидаторы есть: мэрия Иркутска приоткрыла завесу тайны работы ЦУТа

Депутаты Гордумы намерены обратиться в КСП города с целью выяснения законности и целесообразности создания данного предприятия МУПами города

Администрация Иркутска запустила автоматизированную систему оплаты проезда в Иркутске в мае текущего года. По мнению чиновников, она должна была обеспечить прозрачность платы за проезд в общественном транспорте, позволить осуществлять мониторинг за поездками, разгрузить водителей автобусов и карманы людей от мелочи. И все бы ничего, если бы не закупка валидаторов и созданный муниципальными предприятиями города ЦУТ.

На прошедшем заседании комиссии по ЖКХ городской Думы заммэра – председатель комитета городского обустройства администрации Иркутска Елена Федорова рассказала, что главная задача введенной системы и созданного «Центра по управлению транспортом» – легализация частного бизнеса по перевозкам и прозрачность выручки МУПов. При этом чиновница заметила, что на данный момент оператор (уже существующей системы – прим.ред.) отсутствует, а конкурс на его определение еще не назначен. Эксперты, приглашенные на заседание, рассказали, что система, которая запущена сейчас, устарела. Кроме того, оборудование имеет излишнюю дороговизну и высокий процент транзакций за его обслуживание.

Депутат городской Думы Александр Якубовский обратил внимание коллег на то, что к купленным у конкретного предприятия (ООО «Социальные системы» — прим.ред.) валидаторам, теперь будет подбираться соответствующий оператор, что говорит об определенной заинтересованности в этом вопросе со стороны администрации и ограничении конкуренции (при закупке устройств). Народный избранник Александр Ханхалаев предложил депутатам направить запрос в КСП с целью проверить законность и целесообразность действий МУПов создавших ЦУТ. Подробнее о приоткрытой тайне валидаторов – в материале ИА IrkutskMedia.

ЦУТ vs. ОГАУ «ИТЦ»

Елена Федорова сообщила, что внедрение ЕСПБ потребовало обеспечение программно-аппаратными комплексами (валидаторами – прим.ред.) общественного транспорта и его перехода на единую систему оплаты проезда, в том числе безналичную. Она добавила, что у данного программно-аппаратного комплекса есть ряд преимуществ: больший срок службы, возможность считывания различных типов карт и возможность «допрошивки» ПО комплекса.

 — В настоящее время в области созданы две платежные системы, основанные на технологии «Удобного маршрута» и позволяющие организовать оплату проезда в общественном транспорте. Одна из них имеет полный функционал и способна организовать прием коммерческих транспортных карт, электронных кошельков, различных электронных транспортных карт, месячных проездных билетов, оплату проезда по банковским картам, а также оплату при помощи смартфонов и прочего. Правообладателем данной платежной системы является ООО «Социальные системы». Вторая платежная система принадлежит правительству Иркутской области и состоит на балансе ОГАУ «ИТЦ» и в рамках своих полномочий имеет узкоспециализированный функционал, направленный на обеспечение контроля, регистрацию проезда областных и федеральных льготных категорий граждан. Для нас нужна более широкая система, чтобы обеспечить льготами муниципальные категории граждан (школьники, студенты), которые со следующего года должны влиться в эту систему, — заявила Елена Федорова.

Чиновница заметила, что обе платежные системы имеют одинаковые режимы безопасности, но работают в разных информационных платформах. Она подчеркнула, что более дешевые терминалы (цена которых на порядок ниже – 14-15 тысяч рублей) не смогут обеспечить ранее озвученный функционал, поэтому действует терминал приобретенный за 39,5 тысячи рублей.

— Администрация города поставила перед МУПами задачу – перейти на электронный учет, позволяющий правительству Иркутской области направлять субсидию в целевом формате, соответствующую понесенным затратам на предоставление льготного проезда. Организация собственного независимого оператора и платежного сервиса, задачей которого должно стать снятие финансовой нагрузки с муниципальных предприятий, автоматизирование транспортных транзакций путем привлечения частных перевозчиков, в том числе…, — сказала Елена Федорова.

 

Чиновница рапортовала, что для муниципальных льготников выпущено 23 тысячи карт с возможностью бесконтактного пополнения баланса карт. Однако опечалила всех тем, что, оказывается, оператора для соответствующей автоматизированной системы оплаты проезда в городе еще нет. Но заверила, что в будущем он станет альтернативным оператором областному ОГАУ «ИТЦ».

Александр Якубовский поинтересовался, по какой причине создавался ЦУТ двумя унитарными предприятиями города, причем не за счет прибыли (МУП «Иркутскавтотранс» и МУП «Гортранс» являются убыточными и дотационными структурами), а собственных оборотных средств. Елена Федорова попыталась объяснить причину создания ЦУТа тем, что были ограничены сроки внедрения автоматизированной системы оплаты проезда. Однако о цели создания именно коммерческого предприятия чиновница так и не рассказала.

Особенности эквайринга

СПРАВКА: Эквайринг — прием к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг.
Директор ООО «ВСПЦ», представитель компании «Сиброн» Александр Камышов уверен в том, что система, внедряемая сейчас в городе, устаревшая и крайне затратная. Он рассказал, что внедрение системы такого уровня должно проходить в рамках поэтапной дорожной карты, и начинаться с выработки основополагающих решений – технико-экономическое обоснование внедрения системы (порядок, методы, форма реализации, стоимостные затраты и так далее).

 

— На практике получилось, что мы что-то покупаем, а потом подводим под это организационно-нормативные документы. Причем основного элемента управления, то есть оператора, нет. У него нет обязательств по срокам внедрения системы. Система, которая сейчас внедряется и применяется, была актуальна 5-10 лет назад. Сейчас она устаревшая и затратная. В других регионах это внедряется по принципу концессии, когда оператор-инвестор (он же процессинговый центр) выбирается на условиях конкурса. Такая система практикуется в Московской области, Ульяновске, Владивостоке, Туле и ряде других территорий. Оператор-инвестор приходит, вкладывает деньги, создает инфраструктуру пополнения карт, инструкцию и весь алгоритм, предоставляет терминалы. Прописывается стоимость транзакции – не больше 5%. А в Иркутске это 10%. У инвестора жесткий порядок внедрения системы. Через семь лет она переходит в собственность администрации, — отметил Александр Камышов.

Эксперт заметил, что через проведение открытого аукциона можно было бы снижать процент транзакций за эквайринг, а также стоимость закупки валидаторов, что позволило бы подобрать оптимальный вариант устройства.

— Розничная стоимость валидаторов составляет 18-19 тысяч рублей, а оптовая по конкурсу может быть снижена до 12 тысяч рублей. При этом транзакции за эквайринг банками будут составлять 2-3%, а в условиях массовой закупки снижаться до 1,5%. Администрация здесь вообще ни при чем — бизнес сам решит, — выразил уверенность Александр Камышов.

При этом представитель «Сиброна» подчеркнул, что программное обеспечение предоставляется инвестором и входит в пакет покупаемых терминалов. Кроме того, российская платежная система «МИР» и банковские технологии позволяют уйти от оператора совсем, поскольку эквайрингом и обслуживанием системы может и должен заниматься банк, считает эксперт. Он обратил внимание на то, что в случае смены новый оператор самостоятельно обновит и установит соответствующее ПО и муниципалитету не нужно будет выделять на это деньги.

  • «Сиброн» готов стать координатором внедрения системы на новых условиях. Скоро мэру придет предложение от одного из банков, который готов выступить организатором внедрения проекта на новых условиях, то есть стать инвестором по созданию инфраструктуры выпуска карт, — заявил Александр Камышов.

Директор ООО «Социальные системы» Алексей Бондарев возразил представителю «Сиброна», сказав, что приобретенный ЦУТом программно-аппаратный комплекс состоял из самого терминала и «зашитого» в него ПО, которое позволяет состыковать его с процессинговым центром.

  • Сейчас права на данный комплекс принадлежит «Социальной системе». Именно она поделилась правами при приобретении областного процессинга с ОГАУ «ИТЦ» для того, чтобы не возникало вопросов у правительства области. Для того чтобы ЦУТу создать процессинг — то, пожалуйста. Приобретайте ПО у разработчика, часть прав я передаю, и ЦУТ становится полноправным оператором, — констатировал Алексей Бондарев.

 

Александр Якубовский уточнил, почему город покупает лицензию на каждое устройство и платит по розничной стоимости, хотя приобретает крупную партию. Депутат возмутился относительно справедливости покупки валидаторов у «Социальных систем», когда город за каждое последующее устройство будет платить 39,5 тысячи рублей.

— Мне как предпринимателю кажется это неправильно. Ведь я делаю оптовую закупку. Когда администрация покупает ПО на компьютер, она приобретает его на неограниченное количество установок. А мы каждое новое устройство будем покупать по розничной цене. Где справедливость сделки? — задался повисшим в тишине вопросом Александр Якубовский.

Проблема частных перевозчиков

Председатель правления ассоциации НП «Компас» Ирина Орлова заявила, что частные перевозчики закупать валидаторы и работать по данной системе не готовы, поскольку установлена большая комиссия, а «уверенности в завтрашнем дне, что с ними не разорвут контракт, нет». Она сообщила о том, что в ассоциацию поступали предложения с комфортным условием по транзакциям – от 3-5% с бесплатной установкой валидаторов. Такие условия, по мнению предпринимательницы, приемлемые — и перевозчики согласились бы работать в такой системе.

Несмотря на заявления Елены Федоровой о том, что система направлена в первую очередь на легализацию частных маршрутов, ситуация складывается обратная: частные перевозчики остались в стороне от внедрения системы, хотя именно они являются основными в вопросе организации перевозок льготных категорий горожан, о которых глава КГО и печется. При этом Елена Федорова заявляет о том, что не было закуплено валидаторов столько, сколько есть единиц общественного транспорта, поскольку наивно полагать, что частные перевозчики установят данные валидаторы. Резонно заметил депутат Александр Квасов, что единая система должна была быть создана как для муниципальных предприятий, так и для частных перевозчиков, но на деле ситуация получилась однобокой.

Социальная проблема по перевозкам так и не была решена, считает председатель комиссии по ЖКХ Юрий Коренев. Депутат выразил мнение, что проблемы у частных перевозчиков остаются из-за неудачных управленческих действий администрации города.

— Мы не решили социальную проблему введением сейчас этой системы. Мы решили ее на 25%, потому что большинство перевозчиков в городе – частные, а они как раз не попали в эту систему. Проблемы коммерческих маршрутов возможны из-за не совсем удачных управленческих действий администрации города. Перевозчики не смогли сейчас зайти в эту систему валидаторов, столь важную для льготников, — подытожил Юрий Коренев.

Александр Якубовский констатировал после ответов администрации на поставленные вопросы, что на сегодняшний день нет карт, с которых списываются средства, а валидаторы были куплены для реализации конкретной системы.

— Разве нельзя сначала запустить систему, а затем купить валидаторы? Ведь сначала создается система, а затем покупается оборудование под нее. Мы купили оборудование с предустановленным программным обеспечением конкретного предприятия «Социальные системы» и теперь под эти валидаторы будем подбирать оператора. И понятно, что того, кто нужен администрации. Это элементарное ограничение конкуренции, — уверен депутат.

Он также добавил, что в условиях открытого конкурса те же «Социальные системы» могли снизить стоимость и процент транзакций, вследствие чего город имел бы сэкономленные средства. Депутат привел несколько примеров с экономическими расчетами относительно возможных вариантов создания автоматизированной системы оплаты проезда в Иркутске. Это конкурс инвесторов, привлечение банков, областного оператора и прочее.

— Не был проработан данный вопрос, все делалось в спешке, что привело к фактическим убыткам – в размере более 15 млн рублей, перечисленных МУПами. Поэтому в рамках контрольно-счетной деятельности проверить законность данных действий, — поддержал Александр Якубовский предложение Александра Ханхалаева.

Народные избранники также предложили обратиться в правоохранительные органы с целью проверки деятельности муниципальных предприятий, которые выделили средства в уставный капитал ЦУТа.

Напомним, депутаты Гордумы отказались принимать отчет и. о. директора МУП «Иркутскавтотранс» Константина Перфильева о деятельности предприятия и выводу его из затяжного кризиса. Народные избранники были возмущены подготовленностью докладчиков, ответственных лиц КГО и представителей управления транспорта. Вопросы касались купленных валидаторов по завышенной цене созданным МУПами города ООО «Центра по управлению транспортом», выделенных субсидий на покрытие долгов предприятия, плана антикризисных мероприятий.

Народный избранник Александр Якубовский обратил внимание присутствующих на то, что ранее АО «УЭК» заказал валидаторы по цене около 14 тысяч рублей за штуку, в то время как администрация города закупила через ЦУТ устройства почти за 40 тысяч рублей за единицу, которые, в свою очередь, были переданы в аренду МУПам. Такую ситуацию депутат назвал абсурдом. Глава комиссии по ЖКЖ, народный избранник Юрий Коренев подвел итог обсуждений, заявив, что «Иркутскавтотранс» «затягивает город в болото», поскольку ответов на поставленные вопросы нет, а ситуация только ухудшается.

Ранее ИА IrkutskMedia сообщало, что компания «Центр управления транспортом», учрежденная МУПами «Иркутскавтотранс» и «Иркутскэлектротранс», закупила 396 считывающих устройств для бесконтактной оплаты проезда (валидаторов) более чем за 15,6 млн рублей. Путем нехитрых арифметических действий получается, что один валидатор стоил 39,5 тысячи рублей, в то время когда оптовая цена одного такого устройства — 18,5 тысячи рублей. С таким заявлением выступил один из пользователей иркутского сегмента социальной сети Facebook. Он обвиняет некоторых чиновников городской администрации якобы в создании коррупционной схемы. Однако, по словам председателя КГО администрации Иркутска Елены Федоровой, никакого коррупционного фактора в этой истории нет.

Ссылка на оригинал текста: http://irkutskmedia.ru/news/649818/

 

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий