Закупку валидаторов для иркутских МУПов проверит Контрольно-счетная палата

Схема закупки валидаторов электронной оплаты проезда для иркутских транспортных МУПов в мае этого года — это история, когда мэрия снова «поставила телегу впереди лошади». Дума обратится в Контрольно-счетную палату Иркутска с требованием проверки целесообразности создания ООО «Центр по управлению транспортом», учредителями которой в апреле этого года стали наши транспортные МУПы «Иркутскавтотранс» и «Иркутскгорэлектротранс» (сейчас переименованный в «Иркутскгортранс», но это другая история). Фирме, которая фактически не подконтрольна администрации, доверили закупку 396 терминалов оплаты, почти по 40 тысяч каждый. Для справки — как минимум на порядок выше среднерыночных цен на такие аппараты. Более того: купленные валидаторы эта же фирма сдает в аренду МУПам по 10 рублей в месяц за штуку.

С мая около 250 аппаратов уже установили на муниципальных автобусах, трамваях, троллейбусах. Но схема и условия их работы были совершенно непонятны. Я разбирался в этой теме несколько недель, готовился, и только затем вынес вопрос на обсуждение в Думе. И, конечно же, ожидал такого же профессионализма и четких ответов по теме от председателя комитета городского обустройства Елены Федоровой.

По факту же думская комиссия по ЖКХ и транспорту вынуждена была два (!) дня рассматривать данный вопрос, потому что выступающие от администрации не могли внятно объяснить и увиливали в ответах, зачем «Иркутскавтотранс» и «Иркутскгортранс» создали совместное ООО, в уставной капитал которой вывели 15 миллионов из оборотных средств предприятий. На секунду, ИАТ и так в предбанкротном состоянии, работникам хронически задерживают зарплату, арестовывают счета, налоги платятся не вовремя. И создавать в этой ситуации сомнительные коммерческие схемы, выводя существенные деньги из оборота МУПов без четкой цели — это просто верх некомпетентности.

Коллеги тому свидетели, как всячески увиливали от ответов выступающие. И все прежние громкие заявления мэрии за пару часов развеялись в пух и прах. Как прозвучали и признания, что схема с ОООшкой слеплена на скорую руку и фактически под эти приборы нет полноценной системы обслуживания валидаторов. Она сейчас допиливается на ходу, и конкурс на определение оператора системы только предстоит отыграть. Ну разве это ответственный подход?

Заявления мэрии о безальернативности ОООшки и уникальности купленных приборов были дискредитированы депутатами за несколько часов обсуждения. В России регионы и отдельные города идут по пути создания концессий, когда расходы на покупку и установку оборудования, а также обслуживание несет частный инвестор, получающий символический процент — не больше 1-5% — от каждой оплаты проезда. Как отметил эксперт компании «Сиброн» Александр Камышов, в Иркутске мэрия сейчас создает систему позавчерашнего дня.

Председатель одной из ассоциаций частных иркутских перевозчиков, Ирина Орлова, на заседании комиссии четко сказала, что их перевозчики не будут связываться с установкой валидаторов по предложенной сейчас схеме. И не из вредности или страха — просто условия крайне невыгодные. Перевозчики ждут инвестора, который придет с внятной и выгодной системой. И поверьте, немало желающих федеральных игроков, способных зайти на иркутский рынок и предложить прозрачную и эффективную систему электронной оплаты. Прав Александр Квасов, который резюмировал, что этой историей в идеале должны заняться правоохранительные органы.

Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий